Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что вопросы о государстве, его понятии, сущности, роли и признаках в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления, так же объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях – причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. При этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Иначе говоря, ответы на вопросы - что такое государство каким может быть определение или понятие государства – естественно и неизбежно предполагают множественность подходов к поиску такого рода ответов.
Роль государства в жизни общества, безусловно огромна. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, наиболее важные и устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его природу, содержание, цели функционирования, социальное назначение – задача чрезвычайно трудная. Авторский интерес к данной теме вызван еще и тем, что без глубокого и разностороннего понимания сущности и роли государства невозможно грамотное и эффективное управление им.
Объектом исследования являются признаки государства в правовом развитии.
Предметом исследования являются состав и сущностные характеристики признаков государства.
Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение государства, его основных характеристик.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
– изучить подходы к понятию государства;
– рассмотреть признаки государства;
– проанализировать подходы к классификации государств;
– охарактеризовать форму государства, как основание для классификации государства;
– рассмотреть отражение признаков государства в Конституции РФ;
– исследовать форму государства в Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составляют работы отечественных ученых, таких как С.М. Гороховатского, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Е.Е. Новопавловской, В.В. Оксамытного, В. Парето, Г.Д. Садовниковой, О.В. Старкова и др.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются научные методы познания общественных процессов, в частности, диалектико-материалистический метод, позволяющий анализировать рассматриваемые вопросы в их взаимосвязи и динамике. Также в работе использованы частные методы исследования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Подходы к понятию государства
Самыми привычными подходами принято считать классовый и общесоциальный. Первый, активно развивавшийся с начала XX в. (также называемый марксистским по имени его основателя), определяет сущность государства как классовую организацию общества, являющуюся политической опорой экономически господствующего класса . Государство воспринимается как система подавления общества наиболее богатыми людьми, находящимися у власти. Именно они навязывают свои желания народу, угнетают его, проводят диктаторскую политику. В таком государстве делается все для блага лишь высшего класса. Эти идеи были широко распространены в период СССР. Анализ любого современного государства позволяет установить так называемую верхушку – как правило, это люди влиятельные и обеспеченные, и каждый из них оказывает определенное давление на нижестоящих, подчиненных людей. Таким образом, марксистский подход действительно раскрывает, может и не всю сущность государства, но определенную ее часть.
Несколько позже, параллельно с классовым, в науке развивается общесоциальный (надклассовый) подход, детально исследующий сущность государства с точки зрения его служения обществу. Государство на протяжении всего времени своего существования примиряет противоборствующие социальные группировки, обеспечивает компромиссы с целью объединить общество. Также государство является организатором общих дел, решающих самые важные проблемы любых категорий его граждан: организация здравоохранения, образования, строительство средств транспорта и связи, борьба с преступной деятельностью, социальное обеспечение неимущих.
Общесоциальный подход имеет ряд преимуществ по сравнению с марксистским, поскольку основан на гуманистической природе государства, выражает интересы не только отдельных личностей или групп, но и всего общества. Он предполагает демократический способ управления, при котором власть минимизирует применение насилия и принуждения, действует принцип разделения властей, распространена гласность. Фундаментом развития общесоциального подхода можно считать гражданское общество, которое выступает в роли самоуправляемого образования, выражающего интересы людей. Наличие гражданского общества – признак того, что государство находится на высшем этапе своего развития, об этом свидетельствует также уровень политической, правовой, нравственной культуры граждан. В современной России государство на законодательном уровне признает принадлежность к общесоциальной сущности. Об этом говорится в ст. 7 Конституции РФ. Российское государство позиционирует себя как социальное, берет на себя обязанности по обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливает государственные пенсии и пособия, и в рамках данной концепции главной целью видит благополучие своих граждан. Предполагается, что в современном мире большинство государств проводят политику по достижению этой цели.
Несмотря на контрастность этих подходов, каждый из них раскрывает свою часть сущности государства, трактовать которую целесообразно, сочетая обе теории. Кроме того, в современной науке развиваются иные, разнообразные подходы к пониманию сущности государства: теория плюрализма, технократическая теория, теория элит, а также юридический, расовый, национальный и религиозный подходы.
Основатели теории плюрализма – Г. Ласки, Р. Даль, М. Дюверже. Основная идея ее состоит в том, что общество – совокупность разнообразнейших групп и слоев, которые разделены по различным социальным признакам: профессии, возрасту, полу. В основе общества лежат многочисленные по своему составу общественные объединения – политические партии, общественные движения, фонды, акционерные общества, кредитно-финансовые организации, имеющие разнообразные цели и интересы. Общественные объединения воздействуют на государственную власть, вследствие чего государство удовлетворяет потребности этих сообществ. Создатели технократической теории – Т. Веблен, Г. Саймон и др. Само понятие «технократия» было введено в 1919 г. В. Смитом. Предполагается, что во главе государства должны стоять технократы, специалисты, которые осуществляют управление на профессиональной основе, а политики не имеют заметного значения для существования государства . Лишь управленцы осуществляют государственную власть, поскольку знают, какие средства и ресурсы необходимо использовать для достижения порядка и процветания.
Технократизм смыкается с теорией элит, сформированной В. Парето, Г. Моска и др., утверждавшими, что обычный народ не в состоянии грамотно выразить свои мысли, желания и запросы, а тем более осуществить их. Поэтому у власти находится определенная политическая элита – небольшая группа людей, которая обладает высоким социальным статусом, влиянием, авторитетом и осуществляет публичную политическую власть . По мере развития этой теории возникло понимание, что за власть ведется борьба нескольких политических элит, а народ посредством избирательного права выбирает лиц, которые должны получить право управления государством.
Большое распространение в науке получил юридический подход, который разработали Г. Кельзен, Г. Еллинек и А. Эсмен. Сейчас в нем развиваются два направления: легистское, рассматривающее государство как юридическое формирование, которое выражает волю народа, а также либертарное, в рамках которого государство предстает социальным регулятором, контролирующим деятельность субъектов, но не вмешивающимся в их отношения и связи.
Юридическая сущность государства выражена в деятельности его органов, учреждений, предприятий, организаций, различных силовых структур. Первое направление фактически приравнивает государство к закону, который выступает в качестве источника государственной власти, а в основе второго направления лежит принцип правового равенства и правовой свободы (государство должно всячески бороться с несправедливостью, обеспечивать равенство прав и свобод). Социальная же роль состоит в перераспределении денежных средств, осуществлении поддержки незащищенных категорий граждан, финансировании культурных, научных и спортивных мероприятий, строительства детских домов, домов престарелых, больниц, школ .
В рамках расового подхода возвышается лишь одна человеческая раса (понятие это не социальное, а биологическое, к тому же не однозначно определенное), исключительным интересам которой и служит государство. В истории неоднократно происходили случаи, когда определенные категории людей по расовому признаку лишались избирательных и других гражданских прав, например, допускались к самой скверной работе. Похожими чертами обладают национальный и религиозный подходы, применяемые и в современных условиях. Примером первого может послужить современная Украина (закон о языке, блокировка средств массовой информации и др.). Второй подход довольно распространен в мусульманских странах, где Ислам является основным источником государственной власти, а религиозные нормы лежат в основе законодательства.
Вышеупомянутые подходы к пониманию сущности государства позволяют взглянуть на это понятие с разных ракурсов. Государство, по сути, может само определять, какие положения выдвигать на первое место: защищать права и свободы своих граждан (подданных) или отстаивать интересы определенной нации, государство может прислушиваться к мнениям всех политических групп или только политических элит – перечисленные подходы подтверждают многоаспектность государства.
1.2 Признаки государства
Любое государство обладает определенными чертами, которые позволяют отличить его от иных догосударственных или негосударственных институтов, по-другому каждое государство имеет одни и те же признаки. Подавляющее большинство исследователей к обязательным признакам государства относят территориальную организацию населения, публичную государственную власть, государственный суверенитет, обязательный характер издаваемых государством норм права, налогообложение, наличие государственной казны .
Итак, территориальная организация населения предполагает наличие у государства пространства, в пределах которого государство полноценно распространяет свою государственную власть, свою политику. Также этот признак характеризуется объединением населения, которое имеет правовую связь с государством: гражданство в республиках или подданство в монархиях. На протяжении XX столетия многие юридические теоретики не упоминали население, как одну из составных частей признака государства, однако интерес к данной характеристике возрастает .
Публичный характер государственной власти проявляется в том, что она не совпадает с обществом, а выступает от его имени, действуя через различные структуры: судебную систему, армию, полицию. Не следует, однако, воспринимать публичную власть исключительно как аппарат насилия, немаловажна и роль арбитра, который лишь поддерживает порядок, используя силу принуждения в исключительных случаях – по отношению к правонарушителям.
Термин «суверенитет» был введен в XVI в. Ж. Боденом. Суверенитет отождествляется, прежде всего, с верховенством государственной власти и независимостью, обеспечивающей самостоятельность государства в вопросах внутренней и внешней политики. Существует и ограниченный суверенитет, возникающий либо добровольно, либо в результате военных действий. Например, если коалиция государств желает достичь определенных целей, то государство, состоящее в таком союзе, может отказаться от части своих суверенных полномочий. При условии поражения государства его суверенитет становится неполным .
Следующий признак характеризует государство как правотворца. Лишь государство может создавать различные нормативные правовые акты и иные формы права, которых обязано придерживаться все население. Государству не безразлично отношение граждан (подданных) к законодательству, поэтому любые нарушения практически сразу пресекаются, то есть существуют санкции. Создание правовых норм – это основной способ реализации государственной власти, так как право не только выполняет функции социального регулятора, но и фиксирует способ организации органов государственной власти, их полномочия и деятельность.
Неотъемлемой частью любого государства является наличие государственной казны или бюджета. Содержание государственного аппарата, развитие экономики, социальной и иных сфер невозможно без прямого или косвенного финансирования государства. Финансирование происходит за счет выделения средств из бюджета, а основным источником дохода или пополнения казны являются различного рода налоги, сборы и другие фискальные платежи, виды и размеры которых определяются государством, оно же через специализированные органы осуществляет сам сбор денежных средств с населения. Благодаря налогам осуществляется процесс перераспределения доходов: из суммы поступивших в казну налогов выплачиваются стипендии, пенсии, зарплаты, другие социальные пособия .
Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения — санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.
Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.
По результатам рассмотренных признаков государство следует определить, как политико-территориальную суверенную организацию публичной власти, имеющую специальный аппарат управления и принуждения, и придающую праву общеобязательное значение. Признаки государства дают достаточно целостную картину, формируют фундаментальное представление об исследуемом понятии, но важно отметить, что и приведенное определение нельзя однозначно назвать совершенным или раскрывающим всю сущность государства. Признаки – это лишь определенный способ характеристики. Тем не менее, именно обязательные признаки государства на современном этапе развития науки позволяют составить самое исчерпывающее его определение.
ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВ
2.1 Подходы к классификации государств
Государство на протяжение истории развития человеческой цивилизации выступало основополагающим институтом, обеспечивающим как стабильность и воспроизводство самого общества и его ключевых сфер жизнедеятельности (экономической, политической, правовой, культурной и т.д.), так и ведущим фактором эволюции данного общества. Очевидно, что в ходе развития общественной системы в целом, на каждом эволюционном этапе институт государства менялся, менялось сущность, социальная роль и назначение этого политико-правового института. В истории правовых и политических учений выдвигались разнообразные подходы к исторической типологизации института государства. Заметим, что вопросы типологии государства всегда относились к числу основополагающих и при этом достаточно дискуссионных как в социально-гуманитарной системе знания, так, в частности, и в теории государства и права. Это связано с тем, что сущность государства прямо и непосредственно связывалась, и интерпретировалась интересов в контексте самых разнообразных мировоззренческих позиций, интересов конкретных слоев, классов, а также политической идеологии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020.
2. Алиева, Н. Н., Зверева, А. О., Ильяшенко, С. Б. Коммерческая деятельность организаций интернет-торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-3 (89). – С. 582-585.
3. Безруков, А. В. Реформирование судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России / А. В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 2. – С. 45-48.
4. Безруков, А. В. Парламентское право и парламентские процедуры: учебное пособие / А. В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2015. – 164 с.
5. Белин, А. В., Ващекин, А. Н. О проблеме дифференциации коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны // Российское правосудие. – 2019. – № 6. – С. 32-41.
6. Веблен, Т. Теория праздного класса. – М., 2019. – 368 с.
7. Ващекина, И. В. Деятельность банков в рамках национальных моделей концепции социальной ответственности // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2015. – № 5 (83). – С. 59-65.
8. Ващекин, А. Н. Участники бюджетного процесса в Российской Федерации: особенности деятельности // Роль бухгалтерского учета и налогообложения в финансовом развитии бизнеса. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. Н. Васильевой. – Белгород, 2017. – С. 36-40.
9. Гороховатский, С. М. Исторический аспект и перспективы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 1. – С. 31-35.
10. Иохин, В. Я. Глобализация: миф или реальность // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2018. – № 4. – С. 190-196.
11. Лановой, В. Г. Цивилизационного подхода к типологии государств // Бизнес. Образование. Право. – 2016. – №4 (37). – С. 271-275.
12. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 352 c.
13. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2016. – 766 c.
14. Матненко, М. А., Утемисова, З. Ж. Проблемы типологии государств // Юридические науки: проблемы и перспективы. – 2015. – №2. – С. 3-6.
15. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 528 c.
16. Нифанов, А. Н., Новопавловская, Е. Е. Инвтерпретация принципа равноправия субъектов Российской Федерации в практике конституционного судопроизводства // Вестник Воронежского государственного университета. –2016. – № 1 (24). – С. 39-46.
17. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 512 c.
18. Парето, В. Социалистические системы. – М., 2019. – 716 с.
19. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – 384 c.
20. Румянцев, П. А. Исторические особенности развития формы государства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. – 2018. – № 3 (30). – С. 38-42.
21. Садовникова, Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г. Д. Садовникова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 194 с.
22. Спрыгина, О. Р. Субъекты Российской Федерации с территориями с особым статусом: правовые основы и опыт административно-территориального устройства: автореферат дис. … канд. юрид. наук / О. Р. Спрыгина. М., 2017. – 28 с.
23. Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров. М.: «Дашков и К°», 2019. – 372 с.
24. Тынымсеитова, С. М. Форма правления государства сквозь призму историко – правовой мысли // Новая наука: От идеи к результату. – 2017. – № 3. – С. 193-197.